Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Сегодня - 179 лет со дня смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. Какое отношение эта дата имеет к геологии? 

В каждой культуре и религии различным минералам приписывались разные мистические свойства от умения защищать до умения даровать вечную молодость и бессмертие. Самоцветы нередко превращались в амулеты и талисманы. Не пересчитать тех, кто славился своей тягой к подобным оберегам. Здесь можно вспомнить знаменитые перстни с бирюзой, изумрудом и сердоликом Александра Пушкина. Известно, что незадолго до смерти поэт подарил кольцо с бирюзой своему лицейскому другу Константину Данзасу (секунданту на трагической дуэли). При этом Пушкин якобы сказал, что ему этот перстень подарил Павел Нащокин как талисман от насильственной смерти (см. подробнее:  Ю. Метелев. 1999; с. 224). И самое интересное, это то, что многие толкователи свойств камней говорят о том, что передавать бирюзу - очень плохая примета. Спорить о том, что именно: стечение обстоятельств или магическая сила бирюзы повлияла на смерть выдающегося певца русской литературы, не имеет смысла. Главное, что все это стало частью некоего мифа о поэте-солнце и, несомненно, оказало влияние на представления писателей, поэтов и просто читателей о таинственных свойствах самоцветов.

И, если говорить о классиках русской литературы, нельзя не отметить  179 лет со дня смерти великого русского поэта, прозаика, драматурга и художника Михаила Лермонтова. Так же, как и его коллеги по цеху, Лермонтов использовал в своих произведениях упоминания различных минералов для описания красоты момента и придания мистического ореола своим текстам. Михаил Юрьевич не слишком часто обращается к самоцветным камням, однако каждое его упоминание навсегда отпечатывается в нашей памяти. Одним из примеров упоминания самоцветов в произведениях поэта можно считать поэму «Демон».

“Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял”...

Соблазняя Тамару, Демон обещает:

“Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря...”

__________

“Там рыбок златые гуляют стада,

Там хрустальные есть города”,--

поет Русалка в своем подводном царстве.”

Незабываемо обращение поэта к пробегающим тучкам:

“Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную...”

__________

“И для тебя с звезды восточной

Сниму венец я золотой,

Возьму с цветов росы полночной,

Его усыплю той росой;

Лучом румяного заката

Твой стан, как лентой, обовью

И яркий перстень из агата

Надену на руку твою… ”

В жизни и творчестве Лермонтова минеральная сокровищница – Кавказ - сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой, проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта. Этот интерес был обусловлен несколькими причинами. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Он провел здесь почти три года в первую 1837 г. и вторую 1840–1841 гг. ссылку. И на Кавказе он трагически закончил свою короткую жизнь. И по этому можно неоднократно в различных произведениях наткнутся на упоминания Кавказа а также описания  его природы, в которых говорится как о драгоценных каменьях так и об обычных.

“Лежал ковер цветов узорный
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный
И тек струисто по кремням… ”

Юрий Михайлович очень любил конные прогулки. Об этом он и  сам говорил: в "Дневнике Печорина":

"Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горечь ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес". Именно  поэтому, как мне кажется, в поэме «Демон» при описании природы используются сравнения с драгоценными камнями и самоцветами. Ведь их красота и глубина сравнимая с природой, ведь они её часть. Вот что манило и манит всех писателей и поэтов.

Мировая литература «блещет» драгоценными камнями. Небезызвестен тот факт, что восточная поэзия подчас напоминает собой шкатулку, наполненную драгоценностями, и в прямом, и в переносном смысле. Вспомнить хотя бы несколько строк из рубаев Омара Хайама: «Быть может, алость розы - застывший пурпур вин; / Вино в прозрачном кубке - расплавленный рубин / Вода - алмаз текучий.» , где сами предметы, заполняющие пространство, подобны коллекции самоцветов. По словам Татьяны Забозлаевой, «Связь между любовью к камням и любовью к словам, к писательству. <.> удивительная связь. И нигде, пожалуй, она так не проявилась, как в России». Вероятно, даже простое перечисление произведений, где упоминаются самоцветы, будет иметь объем огромной работы. Здесь это не имеет смысла, да и вряд ли представляется возможным.

Влада Артамонова,

главный хранитель музея геологии Центральной Сибири

 

Сайт где можно посмотреть отрывки с упоминаниями самоцветов в стихах различных авторов http://geo.web.ru/druza/page-28.html